Группа интегрированного обучения и воспитания
В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным законными представителями воспитанников для детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами законных представителей воспитанников увеличивается количество групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.
Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.
Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
В государственном учреждении образования «Детский сад аг.Шиловичи» в 2024/2025 учебном году функционирует одна группа интегрированного обучения и воспитания.
Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания (от 4 до 7 лет) осуществляют следующие специалисты:
Организация развивающей среды в группе строится в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в группе на 01.09.2023 составила 75 %.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
*организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении дошкольного образования;
*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении дошкольного образования;
*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.
КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
Законные представители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» для прохождения ребенком психолого-медико- педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом законные представители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.
Заключение ЦКРОиР, свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление образования Волковысского районного исполнительного комитета, который выдает направление в учреждение дошкольного образования, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.
Зачисление ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:
-направления, выданного управлением образования Волковысского районного исполнительного комитета;
-заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);
-заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания);
-медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья;
-свидетельства о рождении (предъявляется при зачислении).
Руководитель учреждения дошкольного образования при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.
КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатель дошкольного образования планирует и проводит образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Помощник воспитателя дошкольного образования участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на прогулку под руководством воспитателя дошкольного образования, учителя-дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.
Музыкальный руководитель проводит разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.
Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепления моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультационную помощь законным представителям воспитанников.