СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА

Уважаемые педагоги и родители! 

Информацию по вопросам специального образования можно найти

на сайте ГУО "ВОЛКОВЫССКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ" 

http://ckroir-volkovysk.by

Уважаемые родители!

Я рада видеть вас на страничке учителя-дефектолога. Чуть ниже вы ознакомитесь с информацией, которая будет Вам интересна, а для некоторых родителей может оказаться полезной!!!

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПКПП?

Пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) - наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушением речи, письма и чтения, с трудностями в обучении.  Однако роль и значение данных пунктов  образовательных учреждений возрастают.

Это связано с увеличением количества детей с теми или иными нарушениями   развития.  

  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. Формирование правильной, грамотной речи и письма , устранение трудностей в обучении  является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.

На базе ГУО «Детский сад аг.Шиловичи» функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи, целью которого является:

своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи;

повышение качества дошкольного или общего среднего образования.

Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог, имеющий высшее образование и первую  квалификационную категорию по профилю – Кудрицкая Ирина Леонидовна.  

В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного учителя-дефектолога занимаются обучающиеся  с различными     речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, с трудностями в обучении

Основными формами организации работы с детьми в ПКПП  являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.

для учащихся -25-35 минут

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-25 минут.

для учащихся -от 15 до 40 минут

Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

ЗАЧИСЛЕНИЕ В ПКПП

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

                      -Характеристика, выданная учителем ГУО «Шиловичская средняя школа» или воспитателем  ГУО «Детский сад аг.Шиловичи»

                     -Выписка из истории развития ребенка от участкового врача (педиатра)

                  -Заключение врача-психоневролога

                  -Заявления законного представителя.

 

Уважаемые родители!

Если у Вашего ребенка  есть нарушения речи,

 учитель-дефектолог:

поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;

отметит, какие есть отклонения в речи, понимании, общении;

установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.

Общий успех коррекционного обучения в условиях коррекционного пункта определяет совместная работа учителя-дефектолога и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении нарушений речи, письма и чтения. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.  

 

 

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

 Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.  

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи. 

Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1.Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

2.Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

3.Игра “Придумай имя”. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.

4.Игра Назови первый звук в слове”. Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

5. Игра Назови последний звук в слове. Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

6.Игра Добавлялки. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

7.Игра Где живёт звук?. Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

8.Игра“ Звуковая цепочка”. Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

9. Игра“ Исправь Незнайкины ошибки”. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

Желаю успехов!

 

СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА

 

НАЧНЕМ С ВАС:  

     Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Сопровождайте свои действия словами.

ГОВОРИТЕ ЧЕТКО:

     Просто, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Не сюсюкайтесь и не умиляйтесь, переговаривая, неправильно сказанное слово. Разговаривайте, как со взрослыми, не забывайте о выразительности речи.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

     Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или не благоприятных.

ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ

     короткие стихи, рассказы и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который много раз уже слышали: он еще раз пополняет пассив и затем выдает их в активной речи

ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ В РЕЧИ:

     Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений руки, пальцев руки. Моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем письму.

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И  … ОСТОРОЖНЫ.

     Если ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним, не правильное произношение слова.

     Повторяйте слова правильно.

ТОЛЬКО ВЫ!

     Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребенка.

 

Общие рекомендации родителям,
чьи дети имеют речевые проблемы

⇒покажите ребёнка врачам –специалистам (по рекомендации ПМПК);

⇒систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

⇒занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

⇒не принуждайте ребёнка к выполнению домашнего задания;

⇒не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

⇒соблюдайте точность выполнения заданий;

⇒не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

⇒водите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля;

⇒постепенно усложняйте требования к речи ребёнка;

⇒учите наблюдать , слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли;

⇒совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

⇒согласуйте с учителем-дефектологом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

⇒помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

⇒верьте в силы своего ребёнка, верой и терпением вселите в него уверенность.

 

15 советов родителям по развитию речи ребенка

♦ СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

♦ СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

♦ СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

♦ СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

♦ СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

♦ СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

♦ СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

♦ СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

♦ СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Рекомендации к проведению упражнений.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

            Упражнения для губ.

  1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

          Упражнения для развития подвижности губ:

  1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Статические упражнения для языка.

  1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «Иголочка».  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка.

  1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2.  «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  3.  «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  4.  «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  5.  «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Желаю успехов!